Изменения в бухгалтерском учете

  • Минфин утвердил новые формы бухгалтерской отчетности (Приказ от 2 июля 2010 г. № 66н). Из их названия исчезло слово «рекомендуемые». Однако по-прежнему организации сами могут дополнять нужные (или убирать ненужные) показатели отчетных форм. Главное при утверждении собственных форм — соблюсти требования положений по бухучету, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

В целом состав отчетности сохранился, это:

— бухгалтерский баланс (аналог действующей сейчас формы № 1);

— отчет о прибылях и убытках (аналог формы № 2);

— отчет об изменениях капитала (аналог формы № 3);

— отчет о движении денежных средств (аналог формы № 4);

—   отчет о целевом использовании полученных средств (аналог формы № 6). Его будут составлять общественные организации, у которых нет предпринимательской деятельности и нет оборотов по продаже товаров, работ, услуг (кроме выбывшего имущества).

Новые формы нужно будет применять, начиная с годовой отчетности за 2011 г. При составлении промежуточной отчетности за отчетные периоды 2011 г. организации могут использовать как новые, так и старые формы отчетности. Однако свой выбор необходимо закрепить в учетной политике на 2011 г.

  • Приказом Минфина России от 28.06.2010 г. № 63н утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010).

Новшеством является то, что ПБУ 22/2010 устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций в зависимости от их существенности.

Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна на момент отражения таких фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010).

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно на основании, как величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010). На практике это решение будет приниматься бухгалтером или финансовым директором, и зависеть в первую очередь от их профессионального опыта.

Критерии существенности и порядок определения необходимо закрепить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Перечень основных изменений, которые предусмотрены в документе:

— у компаний, применяющих УСН, не будет возможности отказаться от ведения бухучета;

— в проекте нет запрета на исправление кассовых первичных документов;

— документ содержит перечень обязательных реквизитов бухгалтерских регистров.

Документ начнет действовать с 2012 года.

Изменения в налоговом законодательстве

Налог на добавленную стоимость.

  • С  2011 г. установлен закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по нулевой ставке НДС, а также определены комплекты документов, необходимые для подтверждения этой ставки в каждом конкретном случае (пп. 2.1- 2.8,  п. 1 ст. 164 НК РФ).

До 1 января 2011 г. перевозка экспортируемых и импортируемых товаров облагалась в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ по нулевой ставке НДС. Такие же правила применялись и к организации перевозки, погрузке, перегрузке этих товаров, а также к иным подобным работам и услугам. Однако применение указанной нормы на практике порождало многочисленные споры. Данные споры возникали в связи с тем, что перечень услуг и работ, содержащийся в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, был открытым.

Изменения, внесенные в налоговый кодекс Федеральным законом от 27.11.2010 г. № 309-ФЗ, устранили возникающие противоречия.

Новые правила применения нулевой ставки НДС касаются работ, выполненных после 1 января 2011 г., и услуг, оказанных после этой даты (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 309-ФЗ).

В связи с изменениями внешнеторгового законодательства поправки были внесены и в Налоговый кодекс РФ, а именно был уточнен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при совершении бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в Россию. Согласно ранее действовавшему порядку в такой ситуации подтвердить ставку было невозможно, поскольку пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ обязывал налогоплательщиков представлять документы, подтверждающие ввоз товаров в РФ.

С 1 января 2011 г. для подтверждения нулевой ставки необходимо предъявить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование (пп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ).

Налог на прибыль.

  • По доходам в виде дивидендов, получаемых российскими организациями от иных (российских или иностранных) компаний, может применяться налоговая ставка 0 процентов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Для этого ранее действующая редакция пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ предусматривала несколько условий:

1) получающая дивиденды организация должна непрерывно в течение 365 дней (или более) до принятия решения о выплате дивидендов владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) компании, выплачивающей дивиденды. Также для применения нулевой ставки организация может владеть депозитарными расписками, которые дают право на получение в качестве дивидендов суммы, соответствующей не менее чем 50 процентам от общей суммы выплачиваемых дивидендов;

2) стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок должна превышать 500 млн руб.;

3) когда дивиденды выплачивает иностранная организация, нулевая ставка применяется, если государство постоянного местонахождения иностранной компании не включено в перечень оффшорных зон, утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 г. № 108н.

С 1 января 2011 г. из пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ исключено требование о стоимости вклада (доли) — не менее 500 млн руб. Вследствие этого для подтверждения права на применение нулевой ставки не нужно представлять сведения о стоимости приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном капитале организации (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). Теперь нулевая ставка будет применяться по любым дивидендам при соблюдении условия о размере доли и о сроке ее владения.

Новые правила можно использовать при расчете доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 г. № 368-ФЗ).

  • С 1 января 2011 г. отменены ч. 8 и 9 ст. 275.1 НК РФ. Теперь убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (ч. 5 ст. 275.1 НК РФ). При этом нет необходимости сравнивать условия деятельности налогоплательщика и специализированной организации, которая находится на территории того же муниципального образования, что и налогоплательщик, а, соответственно, не нужно применять нормативы, утверждаемые органами исполнительной власти субъекта РФ.

Помимо этого с 1 января 2011 г. изменилась ч. 7 указанной статьи, в которой прописан порядок учета расходов градообразующих организаций. Теперь, налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

  • С 1 января 2011 г. базу текущего налогового периода нельзя уменьшить на убытки, полученные налогоплательщиком в период обложения его доходов по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 283 НК РФ).

В первую очередь данное изменение актуально для сельхозпроизводителей, поскольку они до конца 2012 г. вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ).

  • Повышена в два раза планка для признания имущества амортизируемым. Теперь
    таковым будет признаваться имущество первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (п. 1 ст.
    256 НК РФ). Соответственно, под основными средствами в целях применения гл. 25 «Налог на
    прибыль организаций» НК РФ будет пониматься часть имущества, используемого в качестве
    средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).
  • В ст. 269 НК РФ добавлен п. 1.1, в котором указаны особые предельные величины
    расходов по долговым обязательствам, которые допустимо учитывать в расходах по налогу на
    прибыль: отдельно на 2010 г., отдельно еще на два года — с 01.01.2011 по 31.12.2012.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:

-с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

  • Пункт 3 ст. 286 НК РФ предусматривает, что организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Теперь ежемесячные авансовые платежи уплачиваются теми организациям, доходы от реализации у которых не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал.
  • Сокращен с 10 до 1 дня срок на перечисление налога в бюджет налоговым агентом с доходов, выплачиваемых в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным бумагам. Данный налог должен быть перечислен не позднее дня, следующего за днем выплаты (п.4 ст.287 НК РФ).

Налог на доходы с физических лиц

  • С 1 января 2011 г. согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных физлицу доходах. В указанной норме перечислено, какие именно данные должны быть включены в регистры налогового учета. Это сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ, реквизиты соответствующего платежного документа.
  • С 01.01.2011 г. от налогового агента жестко потребуется сообщать налогоплательщику о суммах излишне удержанного налога в течение 10 дней с момента выявления такого факта. В течение трех месяцев он должен в безналичной форме вернуть эту переплату, иначе налогоплательщик вправе требовать начисления процентов на не возвращенную в срок сумму налога. Пока эти три месяца не истекут, налоговый агент имеет возможность вернуть из бюджета сумму, которую он переплатил.
  • 17 ноября 2010 г. ФНС России утвердила новую форму справки 2-НДФЛ. Приказ ФНС России от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» вступил в силу 10 января 2011 г. Данный документ налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом (п. 2 ст. 230 НК РФ). Кроме того, справка 2-НДФЛ подается в инспекцию в случае невозможности удержать налог. Необходимо сделать это не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства (п. 5 ст. 226 НК РФ). Этот же документ выдается работнику, если он обратился с заявлением о предоставлении справки о полученных доходах и удержанных суммах налога (п. 3 ст. 230 НК РФ).

Рассматриваемым приказом также утверждены Формат сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» в электронном виде (версия 5.01), справочники «Коды доходов», «Коды вычетов», «Коды документов», «Коды регионов» и рекомендации по заполнению данной справки.

  • Из п. 2 ст. 230 НК РФ исключен абзац, позволявший не представлять в налоговые органы сведения по форме N 2-НДФЛ на индивидуальных предпринимателей, если те предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

Однако в Письме от 29.12.2010 г. № 03-0406/6-321 Минфин РФ дает пояснения, что изменения, внесенные в данную статью Федеральным Законом от 27.07.2010 г. №229-ФЗ, касаются только налоговых агентов. А организация не признается налоговым агентом, в части выплат производимых в адрес индивидуальных предпринимателей, поскольку в данной ситуации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели осуществляют самостоятельно.

Упрощенная система налогообложения

  • Ст. 346.12 НК РФ установлены новые ограничения на применение УСН. Так, согласно пп. 14 п. 3 данной статьи организации, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов, не вправе использовать указанный спецрежим. Однако из этого правила есть исключения.

С 2011 г. некоторые хозяйственные общества с долей участия других компаний более 25 процентов могут применять УСН. Это касается организаций, деятельность которых заключается в практическом использовании (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Хозяйственные общества могут применять УСН, если исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат учредившим их научным организациям или высшим учебным заведениям (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Хозяйственные общества, созданные после 1 января 2011 г., могут применять УСН с момента постановки на учет в налоговом органе. Для перехода на указанный спецрежим им необходимо в пятидневный срок с даты регистрации в качестве налогоплательщика подать в инспекцию соответствующее заявление (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

С 1 января 2011 г. казенные учреждения не могут применять УСН (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Напомним, что бюджетные учреждения и ранее не могли применять данный спецрежим в отличие от автономных учреждений, для которых такое ограничение не установлено.

Транспортный налог.

  • С 2011 г. увеличены акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Конкретные ставки транспортного налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ эти ставки могут быть больше или меньше базовых, но не более чем в 10 раз. Указанная норма дополнена положением, в соответствии с которым не ограничено уменьшение ставок в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Соответственно, теперь субъекты РФ могут снизить ставку налога по таким автомобилям вплоть до нуля.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов, могут иметь обратную силу, если это прямо ими предусмотрено. Следовательно, субъекты РФ могут принять законы, уменьшающие ставки, и установить, что они будут применяться с 1 января 2011 г. Если региональная налоговая ставка окажется более чем в 10 раз выше базовой, которая действует с 1 января 2011 г., законодательные органы субъектов РФ обязаны привести принятые законы в соответствие с Налоговым кодексом РФ.

  • С 1 января 2011 г. организациям — плательщикам транспортного налога не нужно подавать в инспекцию расчеты авансовых платежей. Соответствующие изменения были внесены в ст. 363.1 НК РФ.

Земельный налог.

  • Организациям и индивидуальным предпринимателям — плательщикам земельного налога не нужно представлять расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода (п. п. 2, 3 ст. 398 НК РФ). Соответственно, с 1 января 2011 г. они отчитываются один раз в год: декларация подается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим.

Страховые взносы

  • С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов действуют следующие тарифы (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ):

— Пенсионный фонд РФ — 26 процентов. Пунктом 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше — 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов — накопительной части;

— Фонд социального страхования РФ — 2,9 процента;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3,1 процента;

— Территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2 процента.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента.

Страховые взносы в указанном размере уплачивают и лица, применяющие УСН или ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), должны определять стоимость страхового года также с применением указанных тарифов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).

Напомним, что данная категория плательщиков взносы в ФСС РФ не перечисляет в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

  • Минздравсоцразвития внесло изменения в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов (форма РСВ-1 ПФР).

В обновленной форме РСВ-1 ПФР появился новый раздел 4.3. Его заполняют предприятия, которые занимаются информационными технологиями и в 2010 году применяли пониженные тарифы страховых взносов

В ведомственном Приказе № 1135н от 20.12.2010 г. указывается, что форма РСВ-1 ПФР с учетом данных изменений применяется при представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам организациями и ИП, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2010 год.

Прочее.

  • С 1 января 2011 г. за незаконную блокировку счета в пользу налогоплательщика-организации начисляются проценты за каждый календарный день с момента получения банком решения о приостановлении операций до дня получения отменяющего решения. Размер процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерной блокировки (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
  • С 1 января 2011 г. действует новое правило, связанное с истребованием у налогоплательщика документов о контрагентах в порядке ст. 93.1 НК РФ. Оно заключается в том, что повторно затребовать ранее представлявшиеся документы нельзя (п. 5 ст. 93.1, п. 5 ст. 93 НК РФ). Данное ограничение не применяется, если документы были переданы в виде подлинников, которые инспекция впоследствии вернула, и если налоговый орган утратил документы вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Следует отметить, что данное правило применяется в отношении тех документов, которые были представлены в инспекцию после 1 января 2011 г. (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ).
  • С 01.01.2011 будут отменены пошлины за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, а также за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в РФ (пп. 20 и 21 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
  • Минфин РФ утвердил новые КБК для плательщиков ЕНВД, УСН и ЕСХН (Приказ от 28.12.2010 г. №190н). Однако обновленные коды пока не действуют – до регистрации в Минюсте.
  • Минздравсоцразвития планирует в 2011 году пересмотреть размер МРОТ. И с 1 июня минимальная зарплата составит 4600 руб. Следует отметить, что с 2011 года размер любого социального пособия не может быть ниже МРОТ за полный месяц.

Комментарии запрещены.